Вопросы по теме
Другое

Вернуться в раздел Категории вопросов


Вопрос: Требуется ли разработка раздела проектной документации «Энергоэффективность» для сооружений, входящих в состав линейного объекта?

Ответ: Проектная документация на линейные объекты состоит из 10 разделов, требования к содержанию которых установлены пунктами 34-42 «Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», утв. постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. № 87.
В соответствии с п.37 Положения, сведения о зданиях, строениях и сооружениях, входящих в инфраструктуру линейного объекта включаются в раздел 4 проектной документации. При этом, проектная документация в отношении строительства таких объектов разрабатывается в соответствии с пунктами 10-32 Положения.
Таким образом, в соответствии с п.271 проектная документация в отношении зданий, строений и сооружений, входящих в инфраструктуру линейного объекта должна в случаях, предусмотренных законодательством, содержать раздел 101 «Мероприятия по обеспечению соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности зданий, строений и сооружений приборами учета используемых энергетических ресурсов».

Вопрос: Требуется ли экспертиза проекта здания, построенного в 1986 году, если в то время была произведена экспертиза? Мы собираемся его лишь отделывать (окна, двери, штукатурка).

Ответ: В случае изменения объектов капитального строительства, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом, не требуется выдача разрешения на строительство (пункт 4 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Соответствующая проектная документация, предусматривающая такие изменения объектов капитального строительства, не подлежит государственной экспертизе (часть 3 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Вопрос: В июне 2008 г. заключены договора на выполнение проектных работ, с указанием в техническом задании, что проект должен соответствовать требованиям Постановления правительства от 16.02.2008 № 87. Письмом Минрегиона РФ от 24.06.2008 № 15/36 определена разработка по существующим нормам до утверждения разрабатываемых правил выполнения и оформления проектной документации. Какие требования будут предъявлены Главгосэкспертизой при приемке проектной документации и ее рассмотрении?

Ответ: Согласно письму Минрегиона России от 24.06.2008 № 15/36 до утверждения правил выполнения и оформления текстовых и графических материалов, входящих в состав проектной и рабочей документации, выполнение и оформление документации должно проводиться в соответствии с государственными стандартами системы проектной документации для строительства (СПДС), а также государственными стандартами единой системы конструкторской документации (ЕСКД) и иными действующими техническими документами.

В настоящее время основные нормативные требования к выполнению и оформлению текстовых и графических материалов, входящих в состав проектной и рабочей документации, установлены межгосударственным стандартом ГОСТ 21.101-97 «Основные требования к проектной и рабочей документации».

Вопрос: Какие конкретно разделы должен содержать проект на прокладку распределительного полиэтиленового газопровода (диаметром 110 миллиметров, длиной 100 метров) при прохождении государственной экспертизы?

Ответ: Представляемая для проведения государственной экспертизы проектная документация на объект капитального строительства должна быть подготовлена в соответствии с требованиями, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию».

Вопрос: Регламентируется ли какими-нибудь документами необходимость проведение технического обследования здания в связи с его реконструкцией и представление данных материалов на экспертизу? Здание построено в 1992 году и использовалось на 20%.

Ответ: Обследование технического состояния строительных конструкций здания является специальным видом инженерных изысканий. Согласно части 5 статьи 47 Градостроительного кодекса Российской Федерации необходимость выполнения отдельных видов инженерных изысканий, состав, объем и метод их выполнения устанавливаются с учетом требований технических регламентов программой инженерных изысканий, разработанной на основе задания застройщика или заказчика, в зависимости от вида и назначения объектов капитального строительства.

В частности, для разработки проектной документации на реконструкцию зданий следует выполнять техническое обследование зданий с целью определения физического и морального износа (пункт 5.8 ВСН 58-88(р) «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения»).

Вопрос: Какими документами определяется необходимость разработки и состав специальных технических условий для разработки проектной документации на объекты капитального строительства и их реконструкцию?

Ответ: Согласно пункту 5 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87, в случае если для разработки проектной документации на объект капитального строительства недостаточно требований по надежности и безопасности, установленных нормативными техническими документами, или такие требования не установлены, разработке документации должны предшествовать разработка и утверждение специальных технических условий.

Разработка и утверждение специальных технических условий осуществляется в порядке, установленном Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 01.04.2008 № 36.

Вопрос: Требуется ли повторная экспертиза проекта многоэтажного жилого дома, если по предложению субподрядчика в наружных ограждающих конструкциях выполняется замена проектного утеплителя из полистиролбетонных блоков на монолитный пенобетон неавтоклавного твердения марки D-250. Как показывает теплотехнический расчет, тепловое сопротивление стен при этом увеличивается, а нагрузка на фундаменты и перекрытия – уменьшается. Заявленная марка пенобетона и однородность заливки по всей площади подтверждена испытаниями образцов из опытной заливки, выполненной специалистами НИИ ЖБ? Или достаточно внесение изменений главным инженером проекта?

Ответ: В соответствии с частью 7 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации отклонение параметров объекта капитального строительства от проектной документации, необходимость которого выявилась в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта такого объекта, допускается только на основании вновь утвержденной застройщиком или заказчиком проектной документации после внесения в нее соответствующих изменений в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (в настоящее время такой порядок не установлен). Согласно части 15 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации застройщик или заказчик после внесения в проектную документацию соответствующих изменений до утверждения направляет ее на государственную экспертизу.

Вопрос: Распространяется ли, ввиду отсутствия переходных положений, действие вступившего в силу с 01 мая 2009 года Федерального закона от 22.07.2008 г. №123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» на проектную документацию,разработанную и представленную на экспертизу до 01.05.2009 г. и поступающую повторно.

Ответ: Частью 5 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что предметом государственной экспертизы среди прочего является оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов. Кроме того, применение технических регламентов при проведении любой оценки соответствия установленным ими требованиям регламентировано частью 1 статьи 1 Федерального закона «О техническом регулировании» от 27.12.2002 № 184-ФЗ, являющегося согласно статье 3 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» наряду с иными законодательными актами правовой основой технического регулирования в области пожарной безопасности. Датой вступления в силу Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» определено 01 мая 2009 года. На основании изложенного, начиная с 01 мая 2009 года, при проведении государственной экспертизы проектной документации следует осуществлять оценку содержащихся в такой документации проектных решений на соответствие требованиям, установленным Техническим регламентом о требованиях пожарной безопасности.

Вопрос: Правомерно ли с 01 мая 2009 года при проведении государственной экспертизы проектной документации применять требования пожарной безопасности, содержащиеся в действующих нормативных технических документах (СНиП, СП, ГОСТ и т.д.)?

Ответ: На основании части 1 статьи 1, пункта 3 части 1, части 2 и части 3 статьи 4 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» при проведении оценки соответствия проектных решений в области пожарной безопасности следует также применять федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности к процессам проектирования, национальные стандарты и своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила) к таким процессам, в части, не противоречащей Техническому регламенту о требованиях пожарной безопасности. В соответствии с частью 1 статьи 46 Федерального закона «О техническом регулировании» при осуществлении оценки соответствия проектных решений в части, соответствующей целям технического регулирования, но не урегулированной Техническим регламентом о требованиях пожарной безопасности, до вступления в силу соответствующих технических регламентов следует применять требования к процессам проектирования, установленные действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными техническими документами (федеральными законами и иными правовыми актами, сводами правил, нормами и правилами, стандартами и т.д.). Так, например, требования пожарной безопасности административных и общественных зданий, содержащиеся в действующих строительных нормах и правилах, подлежат обязательному применению при проектировании и проведении экспертной оценки в части, не противоречащей Техническому регламенту о требованиях пожарной безопасности и соответствующей целям технического регулирования. В случае если для конкретных видов зданий, сооружений, строений отсутствуют нормативные требования пожарной безопасности, то на основе требований указанного Технического регламента должны быть разработаны специальные технические условия (часть 2 статьи 78 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»). Таким образом, на основании части 5 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации при проведении государственной экспертизы осуществляется оценка соответствия решений, содержащихся в проектной документации, требованиям пожарной безопасности, установленным федеральными законами о технических регламентах (либо действующими в настоящее время нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти в соответствии с пунктом 1 статьи 46 Федерального закона «О техническом регулировании»). При этом указанные требования подлежат применению с учетом пункта 2 статьи 7 Федерального закона «О техническом регулировании». В случае если при проектировании зданий, строений, сооружений установленные законодательством обязательные требования пожарной безопасности и требования нормативных документов по пожарной безопасности не выполняются, разработчиком проектной документации проводится расчет по оценке пожарного риска, а при проведении государственной экспертизы экспертами осуществляется оценка соответствия представленных в проектной документации расчетных величин нормативным значениям пожарных рисков, установленным Федеральным законом «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», с учетом положений пункта 2 статьи 7 Федерального закона «О техническом регулировании».


Подготовлено с использованием информации по актуальным вопросам ФГУ "Главгосэкспертиза России".